Цель: на основе анализа конфликтных ситуаций в системе «ученик-учитель» определить отношение к проблеме взаимодействия педагогов с учениками в трудных ситуациях школьного общения, которое разрешит выработать:

• единую стратегию конструктивного профессионального поведения;

• индивидуальные способы эффективного межличностного взаимодействия.

Основной метод: кроме «мозгового штурма» анализ и систематизация конкретных случаев конфликтного взаимодействия в школе, экспертная оценка, групповая дискуссия, информирование, обсуждение в малых группах.

Оснащение: наборы карточек с описанием реальных школьных конфликтов, бланки для работы в малых группах, доска и мел.

Консилиум в основном сводится к тому, что участники в очередных группах анализируют причины ситуаций конфликтного взаимодействия, вместе с психологом разрабатывают перечень возможных вариантов психолого-педагогического сотрудничества с укрепление личностных и профессиональных возможностей улучшения взаимодействия с учениками.

Перед началом консилиума его участникам сообщают о целях и порядке его проведения, вносят необходимые коррективы в процедуру и содержание. Ведущий специалист рассказывает о целесообразности проведения консилиума, обращаясь к педагогическому опыту учителей, данных исследования типичных для школы проблем.

Для более продуктивной работы следует продумать систему подбора участников малых групп, количество которых не должна превышать семы человек. Например, одним из принципов их объединения в группы может быть распределение за кафедрами (предметами, которые излагаются). Однако эффективность консилиума в группах учителей с большим разрывом в стаже работы может быть снижена через ориентацию на более опытных коллег. Другим принципом объединения педагогов может быть их более тесное общение в подгруппах с коллегами одного возраста и подобными жизненными взглядами. При участии в работе нескольких администраторов им следует объединиться в отдельную группу, чтобы суждение других участников не зависели от их авторитетного влияния.