1. Причины, связанные с недостаточной психолого-педагогической компетентностью педагога:

• игнорирование особенностей класса;

• неготовность и нежелание осуществлять индивидуальный подход к ученикам;

• завышение требований;

• отсутствие педагогической этики.

2. Причины, связанные с учениками:

• отсутствие мотивации и интереса к обучению;

• низкий уровень воспитанности;

• низкие эстетичные нужды и отбрасывание общепринятых культурных ценностей;

• отсутствие интереса к общественной жизни класса;

• низкий интеллект;

• самостоятельное утверждающее поведение;

• неумение прогнозировать следствия своих поступков для окружающих;

• провоцирующее поведение.

Ведущий специалист может отметить, что, кроме указанных педагогами причин затронутого взаимодействия, связанной с учителем и учениками, существуют причины психофизиологического и социального характера. Здесь бывает полезной дополнительная информация о том, что дети с физиологически обусловленной невнимательностью и повышенной двигательной активностью составляют больше трети учеников начальной школы. Причем мальчиков среди таких детей почти в три раза больше. Поведенческие проявления таких детей, которые создают трудности для учителя при взаимодействии с ними, сохраняются к окончанию подросткового возраста.

Ведущий может также сообщить, что за последние десятилетия дисциплинарные проблемы в школе приобрели качественно другой характер. Если раньше в школе серьезным нарушением дисциплины и поводом для воспитательной беседы с родителями и учениками считались разговоры на уроках, шум в классах, беготня на перерывах, бросание бумаг на пол, стрельба бумажками из резинок. То теперь предметом воспитательной работы стали продолжительные прогулы школьных занятий, вандализм, требование, война между группировками, нападения и грабежи, алкоголизм, наркомания, венерические заболевания, беременность и аборты.